Пятнадцать лет назад неизвестный англичанин Дэмиан Херст купил за гроши
мертвую акулу и за 5000 фунтов переправил ее в Лондон. Он опустил труп
акулы в стеклянный куб и залил ее формальдегидом. Свое произведение он
назвал "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". В 2004
году эта работа была куплена за 12 миллионов долларов...
Херст
отличный бизнесмен: фокус с трупом акулы может войти в учебники по
маркетингу искусства... Я даже не сомневаюсь, что Херст понимал, что ЭТО
не искусство - он ведь учился в Академии искусств...
Чему
должно отвечать искусство? Четырем условиям. Первое - талант, дар Божий.
Художник испытывает чувство и в художественной форме передает его нам.
Как говорил Толстой: "Искусство есть сообщение чувства"... Истинные
произведения искусства не требуют лишних слов - их названия просты:
"Мона Лиза", "Давид", "Война и мир", "Героическая симфония". А пояснения
к какому-нибудь "Черному квадрату" занимают сотни страниц.
Но
почувствовать мало, надо уметь выразить. Для этого и необходимо
мастерство - второе условие для существования искусства. И если талант
бывает от рождения, то мастерство - это постоянный труд... Китайцы
вообще считают, что настоящий мастер может быть только в пятом
поколении.
Третий признак истинного произведения искусства -
сообщение чувства прекрасного. Благодаря искусству мы способны увидеть
Красоту... Как сказала Татьяна Толстая - иногда художнику удается
привстать на цыпочки и на мгновения увидеть то самое - непостижимое и
Великое И четвертым условием для существования искусства является
богатство культурных ассоциаций... Вплоть до середины ХХ века Художник
не стремился творить вне традиции. Можно "бороться" с традициями, когда
ты знаешь, с кем имеешь дело, разбираешься в этом.
Итак,
пресловутая мертвая акула Херства не соответствует ни одному из четырех
вышеназванных условий... она не сообщает чувств, а вызывает только
интеллектуальное любопытство. Нет тут и мастерства - опустил труп акулы в
формалин. И, естественно, эта "работа" неспособна вызвать чувство
прекрасного. Тогда..почему же это столько стоит?
... а почему
столько стоит "Квадрат" Малевича, так же не соответствующий ни одной из
этих категорий? ... Есть ли в "Черном квадрате" мастерство? Есть ли
талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный
трюк... С этой точки зрения Малевич такой же "художник", как Герострат -
архитектор, а Чикатило, извините, - хирург.
Дельцы, собирающие
по своим галереям очевидный хлам, знают, что делают. Ведь существуют
критики, которые "подведут" глубокий смысл под этот мусор и выдадут свои
оценки за общепринятые истины. А предприимчивые знатоки с тугими
кошельками заплатят за ЭТО солидные деньги, памятуя признание Дали, что
"мир полон кретинов", и через какое-то время они смогут перепродать
"шедевр" раза в три дороже. Какой великий обман!
Сегодня
рыночная стоимость подменила художественную ценность - вот в чем главная
трагедия европейского искусства.
Кстати, Херст, похоже, всерьез
озаботился сохранением своего творческого "наследия" - он решил заменить мертвую акулу в своей знаменитой работе 1991 года. У творца тогда не
было денег, и он законсервировал акулу сам. А поскольку не был
специалистом, акула начала протухать.
Сальвадору Дали хватило
смелости признать, что больше всего на свете он любит деньги и что он
удовлетворяет свою страсть при помощи кретинов, ничего не смыслящих в
искусстве.
Браво, старик Дали, - мир действительно полон
кретинов!