Что нужно сделать, чтобы урок музыки не был похож на жареную
яичницу? Ответ на этот вопрос дает Ольга ЧЕСТНАЯ — учитель музыки
воронежского лицея №7 при педагогическом университете. До этого случая мне
еще никогда не приходилось видеть, чтобы дети во время урока аплодировали себе
и учителю. А тут — только-только прозвучали финальные аккорды
«Турецкого марша» Моцарта, и сразу несколько третьеклашек восторженно захлопали
в ладоши! Прямо не урок, а концерт какой-то! Дети аплодировали
себе — за правильные ответы на вопросы компьютерной викторины и своей
учительнице Ольге Ивановне — за то, что ее урок музыки снова оказался
самым-самым-самым!
Ребята, теперь вам такое задание: угадать, какие инструменты
звучат в очень известном произведении под названием «Турецкий марш». Наверняка
многим из вас знакома мелодия этого марша, потому что ее часто используют как
сигнал звонка на мобильных телефонах. Видите, даже в обычной жизни многие люди
стараются окружать себя музыкой Моцарта — настолько она красива! Вот,
послушайте... — И по всему классу разливаются звуки бессмертного
творения великого музыканта.
Но ребята не просто слушают — они работают, помня о
задании и старательно вычисляя, какие же именно инструменты рождают эту великолепную
гармонию. Хотя, возможно, в головах третьеклассников мыслей о гармонических
великолепиях пока еще не возникает, но гениальность великого композитора
настолько пронзительна, а обаяние его музыки столь велико и просто, что
маленькие дети погружаются в мелодию, как в теплый, ласковый и неглубокий
бассейн, в котором всегда приятно и никогда не страшно. — Итак,
какие же инструменты вы услышали?
Над партами взлетает лес рук: — Фортепьяно!
— Скрипка! — Кларнет! — Флейта?
— Что же, проверим.
И Ольга Ивановна щелкает мышкой компьютера по рисунку на
мультимедийном экране — как раз по изображению маленького фортепьяно.
Звучит фортепьянная мелодия, и всем присутствующим в классе сразу становится
понятно, что это отрывок из «Турецкого марша». А раз так, значит, инструмент
угадан правильно, и учитель перетаскивает мышкой его изображение чуть
выше — на нарисованную сцену. В тот же миг за ним появляется
растрепанный пианист, готовый играть по первому вашему велению. Такая же
история повторяется с кларнетом — и вот уже мы видим на экране
маленького смешного кларнетиста. Чуть погодя к ним присоединяется флейтист.
Зато со скрипачом возникают проблемы. Когда Ольга Ивановна щелкает мышкой по
нарисованной скрипке, раздается какая-то хоть и красивая, но совершенно непонятная
мелодия, ни капли не похожая на моцартовский марш. Ребята это сразу улавливают:
— Альт не нужен! Скрипки тут нет!.. — И маленькую
скрипачку убирают со сцены. В итоге собранный на экране небольшой оркестрик
снова играет отрывок из марша, а третьеклашки в восторге хлопают себе и
учителю.
Но игра еще не закончена, ведь идет лишь середина
урока — первого по теме «Музыка Австрии». Урок, как вы уже
догадались, посвящен творчеству Моцарта и проходит с использованием
компьютерной и мультимедийной техники в третьем классе лицея №7 при
Воронежском государственном педагогическом университете. Урок совершенно
рядовой. Из гостей присутствую только я одна, и третьеклашки, поначалу
вопросительно поглядывавшие в мою сторону, через пять минут уже не обращают на
меня никакого внимания. Во-первых, не до меня — уж больно интересно и
занимательно все происходящее на уроке, а во-вторых, дети просто-напросто
привыкли к гостям, ведь к их Ольге Ивановне приходят учителя почти что со всех
школ Воронежа.
Кроме множества открытых уроков, Ольга Честная провела уже два
городских семинара, на второй из них, проходивший в ноябре прошлого года,
собралось 35 учителей музыки. Кроме того, Ольге Ивановне предложили
прочитать серию лекций в Воронежском областном институте повышения квалификации
работников образования, что она и делает с удовольствием. При этом возглавляет
школьное методобъединение учителей эстетического цикла и является победителем
первого городского методического фестиваля «Скажем все друг другу браво!»,
проходившего в Воронеже в 2004 году. Да еще у нее есть свой собственный сайт в
интернете (www.chestnaya-olga.narod.ru), на котором Ольга Честная рассказывает
о своем втором увлечении в жизни — о студии кружевоплетения,
созданной ею при лицее несколько лет назад. В 2002 году юные кружевницы,
воспитанницы Ольги Ивановны, вместе со своим руководителем заняли второе место
на Московском международном форуме «Одаренные дети» и были награждены поездкой
в зарубежные страны в рамках программы «Диалог культур: Россия, Финляндия, Швеция,
Дания». Шел октябрь 2002 года.
Когда Ольга Ивановна вернулась из поездки, администрация лицея
направила ее на двухнедельные курсы в региональный центр интернет-образования.
Именно там и состоялось ее первое знакомство с компьютером. — Мой
сын тогда учился в девятом классе, и мы с мужем решили наконец-то купить
компьютер в дом. Привезли, подключили, но я к нему не подходила и даже
представить себе не могла, что когда-нибудь освою эту технику. Для меня это
было чем-то из мира фантастики. Но именно в этот момент меня отправили на
курсы, и я увидела, что такое интернет, сайт и как интересно работать в
различных программах и создавать что-то пусть маленькое, но свое. В итоге я
закончила обучение, сделала собственный сайт, но на этом не успокоилась и стала
ходить каждую субботу на дополнительные курсы, благо была возможность. В итоге
я проучилась на них полтора года. Освоила несколько программ, работала с сайтом
и параллельно начала наконец-то преподавать в лицее музыку. До этого я работала
только как педагог дополнительного образования, вела мастерскую, а когда у нас
освободилось место учителя музыки, мне предложили вести уроки. С того момента
прошло уже три года, у меня собралось много материала по преподаванию музыки с
помощью компьютера, и я хочу сделать на своем сайте музыкальные странички,
выложить на них весь накопленный материал. Вот такая ближайшая задача.
Но оказалось, что освоить новую технику — это лишь
начало. Важнее грамотно ввести ее в процесс преподавания. В том, что это нужно,
точнее, просто необходимо, Ольга Ивановна не сомневалась. Случай подсказал. На
первом уроке в первом классе она решила продемонстрировать ребятам, какую
красивую и замечательную музыку им предстоит услышать. Включила проигрыватель,
поставила пластинку (полученную лицеем годах этак в 60-х прошлого века) и
попросила ребятишек вслушаться в красоту мелодии. Естественно, пластинка начала
изрядно потрескивать, а сидевший на последней парте мальчишка-первачок усиленно
закрутил головой, зашмыгал носом и наивно поинтересовался во весь голос: «Где
это яичницу жарят?»
После этого учительница решила: необходимо сделать все для того,
чтобы ребята на уроках слышали только чистый звук. И никаких «шкворчащих»
ассоциаций!
Ольга Ивановна обратилась к директору лицея Олегу Владимировичу Япрынцеву
и попросила поставить в ее музыкальный класс компьютер. Сказала, что имеет
навыки работы и интересные программы, но без компьютера всего этого детям не
покажешь. И еще сказала, что проигрыватели и магнитофоны — это уже
прошлый век, разве не так? Директор, сам человек молодой и энергичный, с ней
согласился и дал добро. А вместе с ним — один из школьных компьютеров
и даже разрешение пользоваться мультимедийным экраном. Этот
экран — штука дорогая, и в школе он — единственный, но
когда Честная начала один за другим давать открытые уроки и составлять
презентации, стало ясно, что без экрана не обойтись. Хотя, конечно, большинство
занятий ребята проводят перед обычным монитором — все-таки это не
информатика. Компьютер в данном случае — источник чистого
стереозвука, но не использовать его видео- и игровые возможности было бы
непозволительной роскошью. Интересно и то, что чем больше втягиваешься в
предложенную Ольгой Ивановной форму проведения уроков музыки, тем глубже
понимаешь, сколько новых возможностей появляется и у учителя, и у учеников при
включении в урок современной техники. — Как и большинство учителей
музыки, я преподаю по программе Кабалевского. К примеру, в учебном плане есть
тема «Мусоргский. «Картинки с выставки». И в двух-трех словах сказано, как
композитор пришел на выставку, увидел картины Гофмана и захотел создать такие
же картины в музыке. Написал «Богатырские ворота», «Бабу Ягу», «Концерт
невылупившихся птенцов». Как интереснее подать детям этот материал, я поняла,
когда совершенно случайно увидела в магазине диск с трехмерной экскурсией по
Петергофу. Я ставлю детям отрывки, и они, видя всю эту красоту, понимают, как и
почему у композитора появилось желание написать свою сюиту. Именно в этой
красоте может и должна родиться прекрасная музыка!
Компьютер расширяет наши возможности. Например, есть диски с
образовательными программами: «Руслан и Людмила» Глинки — все
содержание в мультике. Семь минут просмотра, и дети никогда не забудут, о чем
идет речь. Они сразу запоминают имена, последовательность, и нам легче
переходить к опере. То же со «Спящей красавицей» — здесь вам и
содержание, и даже возможность самим проиграть на флейте понравившиеся мелодии.
— Дети на компьютере играют мелодии? — Да, с помощью мыши
и клавиатуры. Сами составляют музыкальные фрагменты, можно свою мелодию
сочинить. Есть киберсинтезатор, даны сэмплы, из которых можно составить
музыкальный отрывок. Даже задать его в определенном стиле — это особенно
интересно, когда мы изучаем музыкальные стили. Ребята очень любят различные
компьютерные викторины: кто выиграет, компьютер или ученик? Компьютер дает
задание: покажи соло, покажи басовый ключ, покажи ноту с точкой, трио, паузу с
точкой. Как идет музыка — вверх, вниз. Конечно, никто не заставляет
детей сольфеджировать, но как идет мелодия, они должны уметь понять и
рассказать. В данном случае показать. В начальном звене популярна игра на
запоминание мелодии — своего рода музыкальный диктант в облегченной
игровой форме. Например, части мелодии — это кубики, часть кубиков
убирается, и на слух, по памяти надо поставить кубики на прежнее место,
сложить, как было. Сейчас есть диски, например «Музыкальный класс», на котором
собрана вся теория музыки, которая нужна для преподавания в школе. Причем
дается она в очень удобной и интересной детям форме.
Мне хочется, чтобы дети слушали русских композиторов и русские
песни, потому что западные они и так слышат. Везде и всюду.
И если мы постоянно на уроках используем компьютер, это не
значит, что мы не учим песен. Я им так же, как и раньше, играю на пианино, и мы
все вместе поем. Но фрагменты симфоний я лучше поставлю с диска, дам послушать,
как эта симфония звучит в оркестровом исполнении, а не на пианино. Дети должны
понимать, что слушают настоящий музыкальный шедевр! Сегодня ведь не все семьи
ходят в театр, точнее, очень немногие. И финансов нет, и времени. И когда дети
здесь, на уроке, получают и узнают новое — это приятно! Значит, я
смогла хоть немного показать ребенку музыку!
О дисках, собранных Ольгой Ивановной за минувшие три года, стоит
сказать особо. По слухам, специальная подборка музыкальных дисков для программы
Кабалевского уже вроде бы имеется. Стоит она около девяти тысяч рублей (!), и
сейчас изучается спрос, будут школы брать или нет. Сильно сомневаюсь, что
воронежские школы раскошелятся, тем более что, как говорят, этот дорогостоящий
набор состоит только из необходимых по программе музыкальных фрагментов. А
этого, увы, мало.
Диски для своих уроков Ольга Ивановна ищет везде: в Питере и
Москве, через друзей и знакомых, сама — в воронежских магазинах и на
рыночных развалах, через учеников и друзей учеников в других городах. В итоге у
нее уже примерно 75 дисков. Некоторые подобрались сериями по
10-12 штук: «Великие композиторы», «Шедевры этнической музыки»,
всевозможные энциклопедии. Например «Театр и балет», где на одном
диске — содержание всех самых популярных мировых опер и балетов, с
фрагментами из спектаклей. Подборка образовательных дисков — «Картинки
с выставки», «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Снежная королева», «Карнавал
животных» Сен-Санса. И все это богатство и разнообразие находит отражение в ее
уроках.
Пожалуй, каждый из них можно назвать авторским уже хотя бы
потому, что ход и содержание урока ей пришлось продумать и расписать
заново — с использованием компьютерных технологий. Поначалу было
очень трудно, приходилось готовиться к уроку до глубокой ночи: составлять
презентации, складывать фрагменты из дисков в единое целое, продумывать последовательность
и пропорцию между игровыми моментами и музыкальными. Выяснилось, что с
использованием компьютера на уроке остается больше свободного времени, а
значит, больше песен можно выучить.
Урок, на котором мне посчастливилось побывать у Ольги Ивановны,
тоже закончился песней. Точнее, двумя — «Три белых коня» и «Песня
маленького мамонтенка». Мальчишки и девчонки пели стоя, считывая слова с
экрана, а учительница медленно прохаживалась между рядами, наклонялась то к
одному, то к другому ребенку — слушала каждого. А после урока,
выставив никак не меньше десятка пятерок, объясняла мне всю прелесть караоке
для уроков музыки: — Это очень удобно. Я могу подойти к любому и
послушать, правильно ли он интонирует. А потом выставить ему оценку. Если я чувствую,
что мелодия не идет, например, когда песня новая, то я останавливаю музыку, и
мы пропеваем интервалы. Сейчас за четверть мы в каждой параллели успеваем
разучить по 8-10 песен! А сиди я за пианино и играй, мы никогда не смогли
бы столько выучить.
Караоке она устанавливала сама, и программу с купленного диска, и
плейер. А потом собрала в компьютерной памяти множество песен, которые нравятся
ребятам и которые они с удовольствием поют. Что это за песни? «С чего
начинается Родина?» и «Город золотой», «Маленькая страна» и «Что такое осень»,
«Большой секрет для маленькой компании» и «Музыка нас связала»...
Вообще современным ребятишкам нелегко угодить. И еще труднее
общаться с ними на одном языке, тем более когда он — музыкальный. У
Ольги Ивановны Честной это получается.