Иначе как сенсацией не назовешь вынесенный на
днях приговор чуду нашего времени — компьютеру. Заключение
крупнейшего исследования, проведенного в Британии на предмет использования
компьютера для учебных целей, подводит к однозначному
выводу — бесполезный.
Британское Королевское экономическое общество
провело в целом ряде европейских стран изыскания о коэффициенте полезного
действия компьютера в качестве учебного инструмента. В том, что этот инструмент
в высшей степени эффективен, сомнений, кажется, не было до последнего времени
ни у кого. Иначе программы обучения в британских школах не стали бы
превращаться в дигитальные, а компьютер не вытеснил бы потихоньку учебники, да
и саму школьную доску из класса. Оказывается, обольщаться на его счет
поспешили. Результаты исследования свидетельствуют, что чем меньше ученики
пользуются компьютерами в школе и дома, тем лучше их результаты в контрольных
работах по родному языку и математике.
Королевское экономическое общество выступило посему
с заявлением, гласящим следующее: «Несмотря на многочисленные заявления
политиков и разработчиков программной продукции, имеющиеся данные
свидетельствуют, что использование в школах компьютеров не приносит пользы в
повышении базовых навыков чтения и счета».
Ученые пришли в ходе этого исследования к
однозначному заключению, что в школах, которые до зубов вооружены компьютерами,
ученики показывают худшие результаты, нежели там, где компьютеров негусто.
Почему же? Оказывается, потому, что компьютеры подменяют собой и не дают
продвигаться другим, более эффективным формам обучения.
Н-да... А куда же, спрашивается, были выброшены
огромные деньги, уж не на ветер ли? На компьютеризацию государственных школ
британское правительство уже потратило, страшно сказать, 2,5 млрд. фунтов
стерлингов, или почти 5 млрд. долларов. Дополнительные 1,5 млрд.
фунтов были обещаны на дальнейшую компьютеризацию школ в только что
обнародованном бюджете страны на предстоящий финансовый год. Вера в компьютеры
была до самого последнего часа столь непоколебима, что такой показатель, как
число компьютеров на «душу» учащегося, стал одним из главных при определении
«продвинутости» школы, да и успехов страны на поприще образования в целом. В
частности, этим показателем пользовались в своих сравнительных анализах и в
своих рейтингах образовательные отчеты от OECD (Организация по экономическому
сотрудничеству и развитию).
Британское правительство исходило из того, что
компьютер есть ключ к персональному обучению и что посему он должен быть
внедрен в преподавание каждого предмета. Однако исследование Королевского
экономического общества, чей авторитет и экспертиза выше подозрений, пришло к
заключению, что чем меньше ученики пользуются компьютером, как в стенах школы,
так и дома, тем выше их результаты, во всяком случае, по таким ключевым
предметам, как математика и языковая грамотность.
Однако сюрпризы на этом не кончаются. Еще одно
заключение того же исследования режет под корень и другое устоявшееся
убеждение: оказывается, доблестное владение компьютером влияет на шансы
успешного трудоустройства и успешного заработка не более чем умение
пользоваться телевизором или карандашом.
Посему вывод исследования гласит, что
образовательные власти и все те, на чьих плечах лежит ответственность за
разработку политики и принципов деятельности современной школы, должны четко
уяснить, что академическое знание и постижение этих знаний нельзя уравнивать с
«глядением» в компьютерный экран. Точно так же, как смотреть телевизор дома не
означает учиться. Заключение подводит также к тому, что в своей одержимости
компьютером школы зашли слишком далеко и что информационные технологии занимают
сегодня слишком много времени как у преподавателей, так и у самих учащихся.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Лондон Комментарий Алексей МУРАНОВ, координатор
программы отдела информатизации системы образования НФПК: — На мой
взгляд, полезным или бесполезным может быть содержание или методики
использования компьютера в школе. Любой учебник ведь тоже может быть
бесполезным или малополезным для школьника, который не хочет учиться. К
сожалению, компьютер в школе далеко не всегда используют по назначению, а в
руках педагогов, не владеющих ИКТ, он может легко превратиться в ненужную
железку. Исак ФРУМИН, координатор образовательных проектов Московского
представительства МБРР: — В мире проводится много исследований,
оценивающих эффективность компьютерных технологий в достижении образовательных
результатов. Если говорить о навыках счета и базовой грамотности, то совершенно
очевидно, что использование компьютера не ведет и не должно вести к улучшению
этих показателей. Вспомним старшее поколение, которое в школе училось
арифметике на счетах. Если провести анализ современной ситуации, то можно с
ужасом обнаружить, что сегодня практически никто не умеет считать на счетах и
логарифмической линейке. Ну и что? Это факт бесспорный, как и то, что с
изобретением самолетов люди стали меньше ездить на лошадях. В исследованиях
Британского королевского экономического общества видна ностальгия. Приходится
согласиться с тем, что новое поколение будет хуже считать устно, но вопрос
теперь стоит так: а что оно делает лучше? Есть и другие данные. Например,
исследования, проведенные организацией экономического сотрудничества и
развития, показывают, что с увеличением использования компьютера в школе общая
грамотность детей повышается.