1 февраля
в 15:12
Константин Сорокин, Москва:
Классно-урочной системе быть. Менять надо не систему, а ее внутреннее
наполнение
|
Надо
понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам
учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. С получением
информации сейчас проблем нет. Открывай книгу, заходи в Интернет - и читай!
|
Константин Сорокин Технический редактор «Учительской газеты», почетный
работник образования города Москвы, учитель информатики прогимназии №1779 г.
Москвы
|
Еще в студенческие годы, слушая лекции преподавателя по педагогике,
рассказывавшего о великом открытии Яном Коменским классно-урочной системы
(к слову, известной еще в Древней Греции) как единственно возможной системы
организации учебного процесса в школе, я задумывался об альтернативах. О них же
я думал в первые годы своей работы в школе, о них думаю и сейчас, получив
20-летний опыт работы. Но уже меньше и реже, понимая, что не классно-урочная
система не дает развиваться образованию и не она мешает развитию общества...
Оформить свои мысли в виде этого опуса меня заставила одна из последних статей
Евгения Вирячева "Конец уроков. Что придет на смену классно-урочной
системе?", опубликованная на сайте "УГ". Он пишет: "Более
трехсот лет прошло, как Ян Коменский создал (теоретически обосновал) классно-урочную
систему. «Золотой век» этого изобретения уже в прошлом. В развитых странах оно
свою задачу выполнило. Дальше эта система будет только тормозить развитие
общества. <...> Вчера у меня на уроке семиклассник с помощью своего
айфона под партой залез в Интернет и объявил, что я ошибался, рассуждая минуту
назад о природе образования смерча".
Я же считаю, что классно-урочная система единственно возможная, и сегодня, и в
будущем. Эта система прогнозируема, планируема, она легко ложится в систему
любого финансирования, готова подстроиться под любое изменение содержания
учебного процесса. Общество в своем многовековом поиске альтернативных решений
сумело создать разные педагогические технологии: от педагогики Монтессори до
программируемого обучения, от метода проектов до опережающего обучения, но
альтернатив организации учебного процесса так и не было найдено.
Система дополнительного образования - это тот же вариант классно-урочной
системы, только за пределами обязательных уроков, основанный исключительно на
интересе ученика и на его добровольном выборе своего Учителя.
Так вот, уважаемые коллеги, выход здесь я вижу только один, и он не в отказе от
привычной всем классно-урочной системы. Выход в изменении сознания учителя. Да,
нас, коллеги! Пора уходить от вещания у доски, считая себя почти пророком,
несущим свет и знания. Увы!
Изменить сознание учителя - вот он, путь развития. Надо понять, что не
классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который
привык считать себя почти всезнающим Богом. Но сейчас нет проблем с получением
информации, так я считаю сам, так я постоянно говорю своим ученикам:
"Открывай книгу, заходи в Интернет - и читай!"
Современный учитель должен уйти от информационного подхода и перейти к
единственно возможному, деятельностному. Только погружение детей в учебную
деятельность, связанную с поиском решения, - прогрессивный путь развития
образования. Научитесь работать не со всем классом сразу, а с подгруппами.
Пробуйте индивидуальный подход так, чтобы каждый ученик каждую минуту своего учебного
времени был погружен в деятельность, в поиск решения, в познание.
Нет нужды сейчас нам, живущим у истоков информационного общества, рассказывать
"о природе образования смерча", все это можно прочитать в
открытых источниках да в учебнике наконец-то. Предложите ученикам вам
рассказать, как образуются смерчи, предложите их классифицировать - и вы
получите интересный и живой урок, возможно, и для себя откроете что-то новое, а
кто-то из ваших подопечных после такого урока вдруг заинтересуется метеорологией
и станет знаменитым ученым.
Много лет назад я преподавал математику и всегда "завидовал" своим
коллегам, учителям гуманитарного и естественно-научного цикла: они могли
строить урок так, чтобы им дети все рассказывали, так, чтобы дискутировать и
чтобы молнии сверкали, а потом рождалось открытие, открытие для всех. Мне
же, на математике, было сложно дискутировать, мне нужно было научить всех
решать задачи. И никакие энциклопедии, никакой Интернет с его открытыми
источниками не заменили бы уже здесь учителя. Но ведь и задачи можно научить
решать, погрузив школьника в деятельность, только надо заранее знать, чему вы
хотите научить вашего ученика и как он должен этому научиться.
Признайтесь, коллеги, а кто из вас постоянно читает (и может, даже обсуждает с
учениками) новости той науки, которую вы преподаете школьникам? Несколько лет
назад я расспрашивал об этом коллег, учителей того же естественно-научного
цикла. И получил достойный ответ учителя прошлого: "Да зачем? Учебник бы
они усвоили хотя бы".
А ведь чего проще, имея тот же доступ в Интернет, хотя бы раз в неделю
прочитывать новостные ленты сайтов, публикующих новости науки. А еще литературы
и искусства, ведь учитель - это не только предметник. И, поверьте, вы сможете
найти своих учеников, сможете вести их за собой, независимо от еще той
классно-урочной системы, на которой основана наша школа.
Новый учитель - это учитель, ведущий за собой, способный погрузить учеников в
познавательную деятельность. И не важно, где это произойдет и кто будет вашим
учеником. Не важно, будет ли это урок с детьми в школе с традиционно
расставленными партами, доской и мелом или компьютером и интерактивной доской.
Не важно, это может быть урок с детьми в рамках экскурсии или похода. Это
вообще могут быть не дети, а студенты или взрослые слушатели в зале ожидания
аэропорта. Важно другое: отойдите от доски, подойдите к ученикам, сядьте за
парту рядом со школьником и начните вместе учиться!
...С этого года по всей нашей огромной стране вводится новый стандарт
образования в начальной школе. И именно он был предназначен изменить систему
информационного подхода на деятельностный: включить нового ученика в
естественную для него познавательную деятельность. Но стремление нашего
общества все формализовать уже даже на начальном этапе сводит хорошую идею на
нет, навязывая формы работы и вводя никому не нужные элементы отчетности. И не
классно-урочная система тому виной...
Об авторе
Константин Сорокин, учитель информатики прогимназии №1779, почетный работник
образования города Москвы
http://www.ug.ru/insight/193
|