30 января
в 15:30
Евгений Вирячев, Вологда: Конец
уроков. Что придет на смену классно-урочной системе?
|
Более
трёхсот лет прошло, как Ян Коменский создал - теоретически обосновал -
классно-урочную систему. «Золотой век» его изобретения уже в прошлом. Дальше
эта система будет только тормозить развитие общества.
|
Евгений Вирячев
|
...Двадцать лет назад в статье «Конец истории» Фрэнсис Фукуяма, подводя итоги
«холодной войны», сделал вывод, что «это не просто завершение какого-то периода
всемирной истории, но конец истории как таковой!» Он имел в виду, что произошла
финальная сцена идеологической эволюции человечества и либеральная демократия
Запада – последний завершающий акт, конец истории.
Сторонники и противники такого взгляда за эти годы уже сломали столько копий,
что я не буду и соваться. Но идея Фукуямы натолкнула меня на мысль о конечности
любого цикла, в том числе – очередного витка развития школьного образования.
Я не думаю, что кто-нибудь ясно понимал, к примеру, в 1917 году в России, что
живёт в начале нового исторического периода. Мы, учителя, сегодня, в суете
бесконечных и бесцветных школьных будней, также не в силах оценить происходящие
события с высоты общего прогресса цивилизации.
А ведь не за горами КОНЕЦ УРОКОВ.
Более трёхсот лет прошло, как Ян Коменский создал (теоретически обосновал) классно-урочную
систему. «Золотой век» этого изобретения уже в прошлом. В развитых странах оно
свою задачу выполнило. Дальше эта система будет только тормозить развитие
общества.
Вчера у меня на уроке, семиклассник с помощью своего айфона под партой залез в Интернет,
и объявил, что я ошибался, рассуждая минуту назад о природе образования смерча.
Боже мой, ещё каких-то восемь-десять лет назад был один мобильник на весь
класс! Интернет был экзотикой, домашнее задание списывали вручную на
перемене, а не скачивали в «контакте». А теперь?! Учитель потерял монополию на
информацию, а вместе с этим и свою ценность, понятную всем. Его значимость
стала как бы искусственной – от него зависят оценка, аттестат, атмосфера в
классе, что-то ещё наверняка, но он не «пророк истины», а организатор учебной
деятельности, причём, организатор весьма посредственный, как знают все, кто с
удовольствием вспоминает свои школьные приколы и проколы своей «училки».
Пройдёт ещё восемь-десять лет, и любой первоклассник сможет получить ответ на
абсолютно любой вопрос в любое время, пару раз проведя пальцем по своему
смартфону, или как он там будет называться.
Что останется учителю?
Думаю, основная функция школьного наставника будет близка задачам, которые
сегодня выполняют воспитатель группы продлённого дня, организатор внеклассной
работы, классный руководитель, тьютор, репетитор, консультант, тренер,
психолог, социолог …. Все вместе взятые они образуют портрет школьного учителя
не такого уж далёкого будущего. Но такую его работу будет тормозить
классно-урочная система, что приведёт постепенно к исчезновению последней.
Конец урокам!
В своё время, на заре педагогики, индивидуальное обучение было заменено уроками
в классах, для того, чтобы продуктивнее использовать преподавателей – учёных
людей, которых было мало, учитывая безграмотное время 17 века. Спираль развития
вернулась – индивидуальное обучение сегодня воцаряется на вершину пьедестала
родительских ценностей. На второй ступени подиума – обучение в малых группах.
Массовое же обучение воспринимается как суровая реальность, так как
персональный подход требует финансовых вложений, недоступных большинству.
Но так уж и не доступных? Репетиторство расцветает год от года. Частные учителя
в крупных городах множатся как грибы после дождя. Точнее, после холодного душа
массовой школы. Где, кстати сказать, не успеет отзвенеть звонок с последнего
урока, как маленьких человечков уже сажают в машину, иначе не успеть в
английскую школу, изостудию, на танцы, в спортзал…. Папы-мамы не смеха ради
каждый день обряжаются в таксиста. Просто они прекрасно помнят свои школьные
уроки, где их не могли толком научить ни рисовать, ни играть на гитаре, бить
ракеткой по мячу, понимать с ходу иностранца, разбираться в электронной схеме,
или хотя бы врезать дверной замок! При этом все получили аттестаты так
называемой зрелости, которыми сегодня не хотят довольствоваться для своих
отпрысков. И таких недовольных всё больше. Наконец, настанет момент, когда они
спросят: а зачем вообще нужна ваша школа, нельзя ли её если не убрать, то хотя
бы сократить, чтобы не мешала нам обучать наших детей, не крала их время?
Думаю, на первых порах, именно сокращение, оптимизация ждёт расписание уроков,
а также предметы по выбору в старшем звене, что уже пытаются делать, но как-то
робко.
Недавно вернулся из своего любимого Египта. Любимого – потому что позволяет за
относительно доступные деньги иметь в году два лета: большое и маленькое,
семидневное, в середине зимы.
И вот сидел я там в ресторане, сытый и довольный посреди «шведского стола», и
смотрел, как люди подходят к разным стойкам, выбирают блюдо по вкусу, пробуют,
снова выбирают, снова пробуют, какое же это великое изобретение – «шведский
стол»! Свобода и выбор.
Может когда-нибудь будет и «шведская школа»? А что? Ученики приходят на любое
занятие, когда захотят. Понравилось – придут снова, нет – будут искать дальше.
Искать сообразно своим потребностям и возможностям. Свобода и выбор.
Вы скажите, это бессистемное обучение? Тогда ответьте - есть ли система в
движении автомобилей по многополосному шоссе? Есть! Каждый водитель хочет
занять менее загруженную полосу движения, в результате в целом все полосы имеют
одинаковую загруженность, пропускную способность и степень изношенности. И
никто ничего не регулирует!
«Шведская школа» в старших классах (в младших надо всё-таки дать
образовательную основу всем) позволит распределить ученические потоки без
всякого внешнего нажима, автоматически поднять мотивацию школьников,
контролировать работу учителей простым способом – по головам! Подушевое финансирование
можно ведь спустить и на уровень конкретного педагога.
Скажете, дорого? Да, школа, где не только учитель, но и кабинет, учебное
оборудование, раздаточный материал, и всё-всё призвано «соблазнять» детей,
вовлекая в учебный процесс - недешёвая затея. А вы думаете, хозяева египетских
отелей, отказавшись от заказного меню, работают себе в убыток? Разумеется, нет.
Почему же мы отрицаем законы рынка в школе? Ведь мы тоже предлагаем свой товар
(образовательную услугу). Но за особую валюту – за внимание, понимание,
заинтересованность, старательность, которые в конечном итоге и создают успешную
личность, способную ставить и выполнять учебные задачи.
Посоветуйте продавцу зимних хризантем закрыть свои дорогостоящие оранжереи, и
перейти на выращивание картофеля в открытом грунте – дешевле! Боюсь, он
откажется. А мы не отказываемся выращивать «овощей» в наших школах! Потому что
давно к этому привыкли и не представляем, как можно по другому.
Можно. Наверно многие слышали про Саммерхилл - частное интернациональное
учебное заведение под Лондоном с полностью свободным посещением уроков
учениками. Эта школа-интернат основана 90(!) лет назад Александром Ниллом,
который говорил: «Предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не
ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает
учитель, думающий, что знает лучше». Знаете, какое самое суровое наказание (в
глазах детей) в этой коммуне за какой-либо проступок? Отлучение от уроков на
три дня!
Общество не приняло модель Нилла, таких школ, где ученики сами решают когда,
где и что они будут изучать, больше нигде нет. В мире, который занят
противоборством больших держав, военных блоков, идеологий и религий, нужны
патриотизм, гражданская солидарность, сплочённость нации и вера в бога, причём
бог может быть и Путиным, и Ахмадинежадом, и долларом, и Интернетом и даже
Бредом Питтом. Свобода выбора усиливает неуправляемость электората, потому
стандартизация, типизация учебных заведений, при всех издержках,
целесообразней. Так думает политическая элита (если она вообще думает,
по-моему, эти вопросы пущены на самотёк).
Но технический прогресс не контролируется политиками. Доступность информации
изменит школу и методы обучения помимо чьей-то воли. И родителям уже не надо
будет в суде отстаивать право не водить детей в школу, как это было недавно в
Ярославле. Готовы ли к этому сами педагоги?
И да, и нет.
С одной стороны, главные противники перемен – именно учителя. За нашу жизнь мы
накапливаем множество привычек – коротких и длинных программ автоматического
действия, облегчающих наше существование. Урок для учителя – одна из таких
привычек. Ему трудно отказаться от проверенной формы организации рабочего
процесса, его сознание сопротивляется, а память подсказывает, что любые реформы
делали его жизнь только хуже.
С другой стороны, часть педагогов работает или подрабатывают в системе
дополнительного образования, где гораздо шире представлены индивидуальное
обучение и работа в малых группах, где учебные занятия не похожи на школьные
уроки, или похожи только внешне, и самое главное – где главенствует принцип
добровольности. Этих не надо убеждать - мотивация в данной сфере на порядок
выше, чем в школе.
Ещё одна часть занимается репетиторством. Кстати, однажды, я совершенно
случайно был свидетелем подобного занятия (сам-то я не занимаюсь частными
уроками), и слегка озадачился. Моё удивление было вызвано тем, что репетитор
рассказывал своему ученику то, что, на мой взгляд, сообщает любой школьный
учитель на обычном уроке. Я не мог взять в толк, за что старшеклассник оставил
500 рублей на столе, спустя 40 минут. Всё это он мог узнать в школе или в
учебнике, или на сайте.
Но он придёт снова. Почему? Если это его собственное решение, а не родителей
(бывает и такое), то я вижу лишь одно объяснение - эта информация предназначалась
лично для него, и потому воспринималась совершенно по-другому. Так, эсэмеска
друга для нас значит намного больше, чем новогоднее поздравление президента
страны, из которого никто не помнит ни одного слова, хотя оно обращено к
народу, а народ это мы.
И это мы, вместе с другими народами, крутим колесо истории каждый день, толкаем
силой в 14 миллиардов рук (догадались, почему такая цифра?), нисколько не
заботясь – совпадает ли его направление с тем, что предписали идеологи
современности, включая идеологов образования.
«Конец уроков» означает решительный поиск новых форм массового обучения. Для
многих стран, в том числе, для России, это болезненный поиск в силу традиции
коллективной деятельности, пока ещё прочно сидящей в массовом сознании (и от которой
совсем отказываться не стоит, на мой взгляд). Но эти формы будут найдены, так
как в отличие от уроков, прогресс не останавливается никогда.
Готова ли российская школа к переменам? Способны ли мы продолжать рискованный
путь реформирования этой отрасли, сотканной из противоречий и парадоксов? Или
лучше не ломать дров, подождать, остаться приверженцами традиций, сохраняя и
оттачивая всё лучшее из накопленного?
Но, кажется, стрела истории сделает этот выбор за нас…
Об авторе:
Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»,
преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда
http://www.ug.ru/insight/191
|