Анекдоты
любят все, а дети особенно. После уроков или на перемене, собравшись в кучку,
они взрываются хохотом, приняв очередную порцию юмора. Вдоволь повеселившись,
довольные возвращаются на занятия, вновь погрузившись в напряженную тишину. Не
ожидая, что и учитель может иногда удивить и рассмешить, нарушив, где надо,
привычный ход обычного урока...
Когда
видишь грустные и усталые лица учеников, хочется хотя бы на время забыть о
текущем планировании и сиюминутных целях. В конце концов, самая важная задача
на уроке — добиться интереса и внимания учеников. Для этого все
средства хороши: исторические экскурсы, неожиданные научные проблемы, анекдоты.
Только
каждый прием должен быть к месту: важно не нарушить хрупкую атмосферу учебного
познания. На уроке математики в 5-м классе изучаем текстовые задачи, решаемые
составлением уравнений. Материал трудный, не все удается сразу. Ни примеры, ни
схемы, ни рисунки не помогают. Как найти спасательный круг? «А может, вам
анекдот рассказать?» — спрашиваю уставших и растерянных детей.
«Давайте!» — загораются они.
Запыхавшийся
спортсмен пересек финишную прямую. Немного отдышавшись, спросил веселого
малого, считавшего очки: — Сколько у меня очков набралось? — А
вот сколько: часы только что пробили по одному разу на каждую пару ваших
очков, — затараторил весельчак. — А если бы у вас было
вдвое больше того, что есть сейчас, то это было бы втрое больше того, что
пробьют часы при следующем бое.
Скажите,
который был час в начале этого разговора?
Прослушав
необычный текст, ученики увлеченно погрузились в разгадку замысловатой истории.
Одни молча кинулись составлять уравнение, другие стали громко спорить, третьи
бросились тянуть руки, пытаясь раньше всех назвать верный ответ. Равнодушие и
скуку как рукой сняло, все заинтересовались решением задачи. Легко пошел анализ
действий, каждый шаг стал восприниматься более осознанно. Вместе согласились,
что за х ч примем время, которое показывают часы. Тогда число очков будет равно
2х. С учетом того, что если бы их было вдвое больше, т.е 4х, то это число
превышало бы втрое число ударов часов при последующем бое (т.е. х+1). Исходя из
всех данных условия можно составить уравнение: 4х=3(х+1). Решив его, найдем,
что х=3. Следовательно, в начале разговора было 3 часа, а число очков,
которые получил спортсмен, — 6.
Задача
решена, легче пошли и другие, опять активизировалось внимание.
На
другом уроке повторяем пропорцию. Не хочется начинать со стандартной задачи.
Опять грибы или ягоды, которые высохли. Однообразно и скучно. Давайте начнем с
анекдотичного случая. Вряд ли кто-нибудь от него откажется, тем более на уроке.
Как-то
заболела учительница русского языка, и мне пришлось вместо русского вести
математику. Дело это было в 6 -м классе. «Что вы последний раз
проходили?» — спрашиваю ребят. «Падежи, существительные
склоняли», — громким хором ответили они. — Ладно, падежи
так падежи, давайте повторим: именительный (Кто? Что?); родительный (Кого?
Чего?); дательный (Кому?..) А дальше?.. Эх, забыл... Конечно, правильный ответ
назовет каждый из вас. Я нисколько в этом не сомневаюсь. Но сможете ли вы при
этом использовать пропорцию?
Не
получается? Давайте помогу. Пусть х — это неизвестный вопрос.
Составим пропорцию: Кого? — Чего? Кому? — х? Как ее решить?
Верно, надо перемножить «крест накрест» члены пропорции, а потом из полученного
равенства выразить неизвестное. Получится, что х =(Кому?хЧего?)/Кого? Дальше
сократим числитель и знаменатель дроби (применяя ее основное свойство) на «Ко»
и «Го». Затем оставшиеся в числители слоги «му» и «че» переставим местами.
Итак, х = «Чему?» Теперь поняли, что такое пропорция и как правильно ее решать?
«Вспомним дальше площадь круга. Как ее найти? Что для этого надо
знать?» — обращаюсь на одном из уроков к шестиклассникам. Записали
формулу. Решили все задачи, нашли ответ на трудный вопрос о числе p,
предварительно проведя эксперимент с веревочкой. Приложили ее сначала по
контуру модели круга, а потом к его диаметру. Ученики сравнили результаты
отношения длины окружности к диаметру с «эталоном» — 3,14. Урок
близится к концу. Домашнее задание прокомментировано и записано. Оценки
проставлены, итоги подведены. Осталось несколько минут до звонка. Минутная
пауза. «Анекдот хотите?..» «Про математику?» — иронично замечает
вечно скучающий Вовочка. «Конечно. По теме сегодняшнего урока». Встретились
как-то два учителя. Один физик, другой математик. Физик спрашивает
математика: — Как ты думаешь, почему, когда поезд едет, у него колеса
стучат, они ведь круглые? Математик отвечает: — А разве ты не знаешь
формулу площади круга? Физик удивленно произносит: — Ну причем здесь
формула площади круга? S=pR2. — Ее знает любой шестиклассник.
Математик торжественно заявляет: — Пи р квадрат. Квадрат, понимаешь,
вот именно он и стучит... Ребята от души смеются. Звенит звонок. Урок окончен.
Они уходят и как-то по-свойски, по-доброму прощаются. Веселые, уверенные,
довольные. «Спасибо за урок», — говорит Вовочка, один из тех, кто еще
вчера упорно скучал. Я закрываю классный журнал и думаю: «Неужели и правда
сегодня Вовочке помог анекдот?»
Ваш сайт - pedagogika.ucoz.ua показался мне очень привлекательным и перспективным. Хочу приобрести рекламное место для баннера в шапке Вашего сайта. Какова будет стоимость данной услуги? Оплачивать буду через WebMoney, 50% сразу, а 50% через 2 недели.
И еще, адрес моего сайта http://megasto.com.ua/ - он не будет противоречть тематике Вашего сайта?
Напишите о Вашем решении мне на почту megasto.com.ua@gmail.com Заранее благодарен за оперативный ответ.