В некоторых работах, посвященных биографии А.С.Макаренко,
вскользь упоминается, что в 1922 году он в течение очень короткого времени
состоял студентом Центрального института организаторов народного просвещения,
существовавшего в те годы в Москве. Недавно в Государственном архиве
Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области
(ГАОРССЛО) было найдено личное дело А.С.Макаренко — студента этого
института.
В своем заявлении от 24 августа 1922 года о поступлении в
институт А.С.Макаренко писал:
«Прошу зачислить меня студентом на основное отделение института.
Я родился в 1888 году, сын железнодорожного рабочего. После окончания
двухгодичных педагогических курсов в 1905 году был народным учителем. В 1914
году поступил в Полтавский учительский институт, который и окончил в 1917 году
с золотой медалью. В 1917-1919 годах был заведующим большой ж.д. школой при
Крюковских вагонных мастерских (до 1000 учащихся). Приход деникинцев и
разрушение ими школы и ее отдельных трудовых организаций заставили меня в
августе 1919 года переехать в Полтаву. В 1920 году Полтавским губнаробразом мне
было поручено дело организации и управления колонией для малолетних
(несовершеннолетних) правонарушителей. Два года, проведенные мною в колонии в
обществе 5 воспитателей с 80 воспитанниками, среди большого соснового
леса, дали мне возможность при самой тяжелой обстановке создать одно из
интереснейших учреждений. В настоящее время колония процветает, но мне бы
хотелось огромный опыт двух лет, вызвавший множество вопросов, обработать
научным образом.
К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллоквиума.
Напряженная работа последних лет, естественно, не давала мне возможности
регулярно восстанавливать в памяти то, что забывается в различных отраслях
знания, тем более что на мою долю выпало очень мало непосредственной классной
работы в школе по некоторым предметам. Поэтому очень возможно, что на многие
вопросы приемной комиссии, касающиеся формальных сторон знания, я не отвечу.
Возвратиться же из Москвы ни с чем мне будет чересчур тяжело: я имею в виду не
только самолюбие, но и нужную мне на будущее, хотя бы в той же колонии,
энергию. Кроме того, я не обладаю средствами для поездки. Поэтому я прошу
комиссию принять меня без устного коллоквиума.
Приложенный к заявлению документ, озаглавленный А.С.Макаренко
«Вместо коллоквиума», значительно углубляет наши представления о личности
А.С.Макаренко, о его удивительно богатой и разносторонней эрудиции.
Вот его текст.
«В области предметных дисциплин систематические знания получил я
в Учительском Институте.
Математикой никогда особенно не интересовался, поэтому
арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы только в
пределах курса дореволюционного Учительского Института. К настоящему дню из
тригонометрии помню только общие основания, забыл многие теоремы алгебры и
законы физики, с логарифмированием сейчас, пожалуй, не справлюсь.
Природоведение. Разумеется, совершенно свободно себя чувствую в
области физиологии животных и растений. Анатомические знания слабы. Забыл
многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь практически в
Полтавском музее. Впрочем, знания по астрономии и космографии у меня продукт
увлечений юношества.
Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал
всего Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими выражениями
дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.
Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие
положения и новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева,
Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.
Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и
сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической
политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это, разумеется,
не из учебников. Очень интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.
История мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и
Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с монографиями
Костомарова и Павлова-Сильванского. Не русскую историю знаю по трудам Виппера,
Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще говоря, вся литература по истории,
имеющаяся на русском языке, мне известна. Специально интересуюсь феодализмом во
всех его исторических и социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой
Великой французской революции.
В области политической экономии и истории социализма штудировал
Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но «Капитал»
не читал, кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами Михайловского,
Лафарга, Маслова, Ленина.
Логику знаю очень хорошо по Челпанову, Минто и Троицкому.
Читал все, что имеется на русском языке по психологии. В колонии
сам организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но глубоко
убежден в том, что науку психологии нужно создавать сначала.
Самым ценным, что было до сих пор сделано в психологии, считаю
работы Петражицкого. К сожалению, читал многие его сочинения, но «Очерки теории
права» не удалось прочесть. Индивидуальную психологию считаю
несуществующей — в этом больше всего убедила меня научная судьба
нашего Лазурского. Независимо от вышеизложенного люблю психологию, считаю, что
ей принадлежит будущее.
С философией знаком очень не систематично. Читал Локка, «Критику
чистого разума», Шопенгауэра, Штирнера, Ницше и Бергсона. Из русских очень
добросовестно изучил Соловьева.
Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина,
Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не могу терпеть
Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и А.Н.Толстого».
В личном деле А.С.Макаренко имеется копия справки, выданная
дирекцией института, о том, что Антон Семенович учился в нем с 14 октября
1922 года по 27 ноября 1922 года и что ему был зачтен доклад по
историческому материализму на тему «Гегель и Фейербах».