Друкується за:Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. — М., 1981. — С. 9-10 (Рос.).
Демокрит
Фрагменты
о воспитании
430. «Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если им не учиться».
435. «Многие многознайки не
имеют ума».
436. «Должно стараться не
столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».
551. «Лучшим с точки зрения
добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением -и словесным
убеждением, чем тот, кто законом и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого
[поступка] закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению
долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь
преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с
сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным».
552. «Учение вырабатывает
прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся
без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние
души, это заставляет помимо его воли быть дурным».
553. «Могут быть юноши умные и
старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».
554. «Постоянное общение с
дурными развивает дурные задатки».
577. «Благоразумие отца есть
самое действительное наставление для детей».
615. «Природа и воспитание
подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему
вторую] природу».
616. «Если бы дети не
принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни
гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,— стыду. Ибо по
преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».
617. «Воспитание есть украшение
в счастье и прибежище в несчастье»,
618. «Постоянный труд делается
легче благодаря привычке».
619. «Хорошими люди становятся
больше от упражнения, чем от природы». -
620. «Дети скупых [родителей],
если они выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами [поставленными
вверх лезвиями]. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное
[место], где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное
место, так как оставляют [место только для] подошвы ног. Точно так же и эти
дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру — от [отцовской]
заботливости и бережливости, то обыкновенно гибнут».
621. «От него мы получаем
добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать
зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой
стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено
средство [избегнуть этой опасности] — обучение плаванию».
622. «У людей зло вырастает из
добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром.
Неправильно было бы подобные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их
благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла».
624. «Воспитание детей —
рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».