Наочності у навчальному процесі - Цікавинки :) <!--if()-->- <!--endif--> - Додаткові цікавинки - pedagogika

 



  Фото для тебе :)
Презентації для дітей
  Сайт для вихователів
ПЕДАГОГІКА
Українські пісні

Студенту и школьнику
Учитель географії
Белый каталог сайтов Видавництво «Шкільний світ»

E-mail:
Пароль:
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0




ПЕДАГОГІКА
Додаткові цікавинки


Головна » Статті » Цікавинки :)

Наочності у навчальному процесі

"Парадоксы"  
дидактической наглядности

Концевой Михаил Петрович -
старший преподаватель
кафедры информационных технологий
Брестского государственного университета
им. А.С. Пушкина

bar16.jpg (1487 bytes)

Нет нужды много говорить о значении наглядности в процессе обучения. Ее исключительная роль подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции и парадигмы обучения, самые отдаленные поколения учителей объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.


Проблемное поле

Это требование остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами (где стремительно, а где постепенно) приближается к достаточности. Нельзя не видеть, что уже в недалекой перспективе проблема количественного дефицита наглядности, как недостатка средств чувственного отражения действительности в обучении, имеет все шансы на успешное разрешение.

Однако это вовсе не означает исчерпание проблемы педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Тут именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и крайне обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Имеются ввиду не только и не столько очевидные проблемы технического и художественного обеспечения оптимального физиологического режима восприятия наглядной информации (качественные характеристики звукозаписи, изображений и т.д.), сколько собственно психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.

Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей , что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического процесса, компроментируя новые средства наглядности и новые средства обучения.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в педагогический процесс новых наглядных материалов. Исходя из практической направленности таких рекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретными ограничениями для использования средств наглядности в реальных условиях современной образовательной системы.


Технические возможности

Почти 350 лет прошло с того дня, когда в Шарош-Потакской гимназии с речью «О мастерском пользовании книгами - наилучшими инструментами развития природных дарований» выступал Я.А.Каменский [1]. Многое изменилось с тех пор и на роль «наилучшего инструмента» начинает претендовать компьютер, в том числе в качестве средства обеcпечения дидактической наглядности.

Сегодня в помощь учителю начальных классов, воспитателю, родителям приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедия позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информацинонные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учеников от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства з новыми технологиями.


Центральный вопрос наглядности.

Естественное желание учителя начальных классов наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности учеников.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала учитель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора, проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Это означает, что наглядный материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию «служить как бы опорой внутренних действий, осуществляемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» [2, C.357]. Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядный материал сам делается «непосредственным предметом учебных действий ребенка»[2, C.357]. Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается учениками, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей. «С психологической точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности» [2, C.357].

Так, если в начальном образовании изучаются количественные отношения, то детальность изображений тех предметов, которые детям необходимо подсчитать или перемножить, дадут только отрицательный дидактический эффект.

Объекты и модели

Необходимость ограничивать использование возможностей современных средств наглядности в зависимости от дидактической задачи имеет и иное измерение. Оно обусловлено тем, что наглядное пособие всего лишь представляет предмет изучения, является его принципиально неполной информационной моделью, при помощи которой сам предмет изучения еще только должен быть найден, исследован, осмыслен.

В учебном процессе модель объекта изучения - это, как правило, не что иное, как фрагменты некоторой теоретической системы, представленной в чувственно-воспринимаемой форме. Фактически теоретический материал (система фраз о предмете) соотносится не с тем фрагментом действительности, который она должна объяснять, а с системой заранее подготовленных для подтверждения этих фраз примеров в виде зрительных и слуховых образов. «Именно этим путем, - писал Э.В.Ильенков, - и формируется определенный тип психики, для которого не слова (язык) становятся средством постижения окружающего мира, а, как раз наоборот, окружающий мир приобретает значение внешнего средства усвоения и закрепления словесных формул. Последние и оказываются здесь действительным предметом усвоения. И достигается это именно с помощью «принципа наглядности», путем систематического предъявления ученику таких чувственно воспринимаемых вещей, случаев, ситуаций, которые в точности соответствуют их словесным описаниям» [3, C. 384].

Это очень серьезный вопрос, который непосредственно затрагивает проблему соотнесения школьных знаний и жизненной практики. Требование связи обучения с жизнью диктует необходимость искать и максимально использовать все возможности введения в учебный процесс действительного объекта, не ограничиваясь даже наилучшими (с точки зрения соответствия теории) моделями такого объекта. В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

Так, модель строения дерева должна соответствовать, в частности, удовлетворению потребности ребенка в ориентации не столько в справочниках по ботанике, сколько в саду или в лесу. Нет никакой нужды создавать с помощью сложных спецэффектов высокий уровень «убедительной адекватности» модели атома, представляемому ей объекту, если заранее хорошо известно, что эта модель (с цветными, мигающими, подвижными шариками) не соответствует действительности даже в первом приближении и является правомерной исключительно в области специфических образовательных задач.


Символика наглядных образов.

Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.

Так, с помощью современных информационных средств учитель имеет все технические возможности для того, чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.

Общеизвестен феномен психо-физиологического влияния цвета на человека. Фоносемантикой [4] подтверждена глубокая связь между детским восприятием звуков речи и цветовых оттенков. Однако репрезентативность выборки таких исследований достаточна только для очень ограниченных обобщений (по этносу, ланшафту, культурному окружению). Если же, основываясь на них создавать наглядный материал, то без соответствующей предварительной диагностики это может даже принести вред ученикам.

Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.


Творческие ограничения

Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда [5]. Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого учителя во многих областях деятельности.

Наконец, использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

24.11.99


Литература

1.  Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. - Т.2. - М.:Педагогика, 1982. - С.34-44.
2.  Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1993.
3.  Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1993.
4.  Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991.
5.  Тихомирова К.М. Вариативные возможности использования учебной видеозаписи // Начальная школа. - 1992. - № 2.- С.59.


Концевой Михаил Петрович
старший преподаватель кафедры информационных технологий Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина

Рабочий адрес: 224665, г. Брест, б-р Космонавтов, д. 21, БрГУ, кафедра информационных технологий

Рабочий телефон: (0162) 222-174.

E-mail: kmp@brsu.brest.by

Категорія: Цікавинки :) | Додав: campanella (11.02.2010)
Переглядів: 2395
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Copyright MyCorp © 2016