Музика + комп'ютер - Музика <!--if()-->- <!--endif--> - Додаткові цікавинки - pedagogika

 



  Фото для тебе :)
Презентації для дітей
  Сайт для вихователів
ПЕДАГОГІКА
Українські пісні

Студенту и школьнику
Учитель географії
Белый каталог сайтов Видавництво «Шкільний світ»

E-mail:
Пароль:
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0




ПЕДАГОГІКА
Додаткові цікавинки


Головна » Статті » Музика

Музика + комп'ютер

Турецкий марш,

 или Музыка плюс компьютер

Что нужно сделать, чтобы урок музыки не был похож на жареную яичницу? Ответ на этот вопрос дает Ольга ЧЕСТНАЯ — учитель музыки воронежского лицея №7 при педагогическом университете. До этого случая мне еще никогда не приходилось видеть, чтобы дети во время урока аплодировали себе и учителю. А тут — только-только прозвучали финальные аккорды «Турецкого марша» Моцарта, и сразу несколько третьеклашек восторженно захлопали в ладоши! Прямо не урок, а концерт какой-то! Дети аплодировали себе — за правильные ответы на вопросы компьютерной викторины и своей учительнице Ольге Ивановне — за то, что ее урок музыки снова оказался самым-самым-самым!

Ребята, теперь вам такое задание: угадать, какие инструменты звучат в очень известном произведении под названием «Турецкий марш». Наверняка многим из вас знакома мелодия этого марша, потому что ее часто используют как сигнал звонка на мобильных телефонах. Видите, даже в обычной жизни многие люди стараются окружать себя музыкой Моцарта — настолько она красива! Вот, послушайте... — И по всему классу разливаются звуки бессмертного творения великого музыканта.

Но ребята не просто слушают — они работают, помня о задании и старательно вычисляя, какие же именно инструменты рождают эту великолепную гармонию. Хотя, возможно, в головах третьеклассников мыслей о гармонических великолепиях пока еще не возникает, но гениальность великого композитора настолько пронзительна, а обаяние его музыки столь велико и просто, что маленькие дети погружаются в мелодию, как в теплый, ласковый и неглубокий бассейн, в котором всегда приятно и никогда не страшно.  — Итак, какие же инструменты вы услышали?

Над партами взлетает лес рук:  — Фортепьяно!  — Скрипка!  — Кларнет!  — Флейта?  — Что же, проверим.

И Ольга Ивановна щелкает мышкой компьютера по рисунку на мультимедийном экране — как раз по изображению маленького фортепьяно. Звучит фортепьянная мелодия, и всем присутствующим в классе сразу становится понятно, что это отрывок из «Турецкого марша». А раз так, значит, инструмент угадан правильно, и учитель перетаскивает мышкой его изображение чуть выше — на нарисованную сцену. В тот же миг за ним появляется растрепанный пианист, готовый играть по первому вашему велению. Такая же история повторяется с кларнетом — и вот уже мы видим на экране маленького смешного кларнетиста. Чуть погодя к ним присоединяется флейтист. Зато со скрипачом возникают проблемы. Когда Ольга Ивановна щелкает мышкой по нарисованной скрипке, раздается какая-то хоть и красивая, но совершенно непонятная мелодия, ни капли не похожая на моцартовский марш. Ребята это сразу улавливают:  — Альт не нужен! Скрипки тут нет!.. — И маленькую скрипачку убирают со сцены. В итоге собранный на экране небольшой оркестрик снова играет отрывок из марша, а третьеклашки в восторге хлопают себе и учителю.

Но игра еще не закончена, ведь идет лишь середина урока — первого по теме «Музыка Австрии». Урок, как вы уже догадались, посвящен творчеству Моцарта и проходит с использованием компьютерной и мультимедийной техники в третьем классе лицея №7 при Воронежском государственном педагогическом университете. Урок совершенно рядовой. Из гостей присутствую только я одна, и третьеклашки, поначалу вопросительно поглядывавшие в мою сторону, через пять минут уже не обращают на меня никакого внимания. Во-первых, не до меня — уж больно интересно и занимательно все происходящее на уроке, а во-вторых, дети просто-напросто привыкли к гостям, ведь к их Ольге Ивановне приходят учителя почти что со всех школ Воронежа.

Кроме множества открытых уроков, Ольга Честная провела уже два городских семинара, на второй из них, проходивший в ноябре прошлого года, собралось 35 учителей музыки. Кроме того, Ольге Ивановне предложили прочитать серию лекций в Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, что она и делает с удовольствием. При этом возглавляет школьное методобъединение учителей эстетического цикла и является победителем первого городского методического фестиваля «Скажем все друг другу браво!», проходившего в Воронеже в 2004 году. Да еще у нее есть свой собственный сайт в интернете (www.chestnaya-olga.narod.ru), на котором Ольга Честная рассказывает о своем втором увлечении в жизни — о студии кружевоплетения, созданной ею при лицее несколько лет назад. В 2002 году юные кружевницы, воспитанницы Ольги Ивановны, вместе со своим руководителем заняли второе место на Московском международном форуме «Одаренные дети» и были награждены поездкой в зарубежные страны в рамках программы «Диалог культур: Россия, Финляндия, Швеция, Дания». Шел октябрь 2002 года.

Когда Ольга Ивановна вернулась из поездки, администрация лицея направила ее на двухнедельные курсы в региональный центр интернет-образования. Именно там и состоялось ее первое знакомство с компьютером.  — Мой сын тогда учился в девятом классе, и мы с мужем решили наконец-то купить компьютер в дом. Привезли, подключили, но я к нему не подходила и даже представить себе не могла, что когда-нибудь освою эту технику. Для меня это было чем-то из мира фантастики. Но именно в этот момент меня отправили на курсы, и я увидела, что такое интернет, сайт и как интересно работать в различных программах и создавать что-то пусть маленькое, но свое. В итоге я закончила обучение, сделала собственный сайт, но на этом не успокоилась и стала ходить каждую субботу на дополнительные курсы, благо была возможность. В итоге я проучилась на них полтора года. Освоила несколько программ, работала с сайтом и параллельно начала наконец-то преподавать в лицее музыку. До этого я работала только как педагог дополнительного образования, вела мастерскую, а когда у нас освободилось место учителя музыки, мне предложили вести уроки. С того момента прошло уже три года, у меня собралось много материала по преподаванию музыки с помощью компьютера, и я хочу сделать на своем сайте музыкальные странички, выложить на них весь накопленный материал. Вот такая ближайшая задача.

Но оказалось, что освоить новую технику — это лишь начало. Важнее грамотно ввести ее в процесс преподавания. В том, что это нужно, точнее, просто необходимо, Ольга Ивановна не сомневалась. Случай подсказал. На первом уроке в первом классе она решила продемонстрировать ребятам, какую красивую и замечательную музыку им предстоит услышать. Включила проигрыватель, поставила пластинку (полученную лицеем годах этак в 60-х прошлого века) и попросила ребятишек вслушаться в красоту мелодии. Естественно, пластинка начала изрядно потрескивать, а сидевший на последней парте мальчишка-первачок усиленно закрутил головой, зашмыгал носом и наивно поинтересовался во весь голос: «Где это яичницу жарят?»

После этого учительница решила: необходимо сделать все для того, чтобы ребята на уроках слышали только чистый звук. И никаких «шкворчащих» ассоциаций!

Ольга Ивановна обратилась к директору лицея Олегу Владимировичу Япрынцеву и попросила поставить в ее музыкальный класс компьютер. Сказала, что имеет навыки работы и интересные программы, но без компьютера всего этого детям не покажешь. И еще сказала, что проигрыватели и магнитофоны — это уже прошлый век, разве не так? Директор, сам человек молодой и энергичный, с ней согласился и дал добро. А вместе с ним — один из школьных компьютеров и даже разрешение пользоваться мультимедийным экраном. Этот экран — штука дорогая, и в школе он — единственный, но когда Честная начала один за другим давать открытые уроки и составлять презентации, стало ясно, что без экрана не обойтись. Хотя, конечно, большинство занятий ребята проводят перед обычным монитором — все-таки это не информатика. Компьютер в данном случае — источник чистого стереозвука, но не использовать его видео- и игровые возможности было бы непозволительной роскошью. Интересно и то, что чем больше втягиваешься в предложенную Ольгой Ивановной форму проведения уроков музыки, тем глубже понимаешь, сколько новых возможностей появляется и у учителя, и у учеников при включении в урок современной техники.  — Как и большинство учителей музыки, я преподаю по программе Кабалевского. К примеру, в учебном плане есть тема «Мусоргский. «Картинки с выставки». И в двух-трех словах сказано, как композитор пришел на выставку, увидел картины Гофмана и захотел создать такие же картины в музыке. Написал «Богатырские ворота», «Бабу Ягу», «Концерт невылупившихся птенцов». Как интереснее подать детям этот материал, я поняла, когда совершенно случайно увидела в магазине диск с трехмерной экскурсией по Петергофу. Я ставлю детям отрывки, и они, видя всю эту красоту, понимают, как и почему у композитора появилось желание написать свою сюиту. Именно в этой красоте может и должна родиться прекрасная музыка!

Компьютер расширяет наши возможности. Например, есть диски с образовательными программами: «Руслан и Людмила» Глинки — все содержание в мультике. Семь минут просмотра, и дети никогда не забудут, о чем идет речь. Они сразу запоминают имена, последовательность, и нам легче переходить к опере. То же со «Спящей красавицей» — здесь вам и содержание, и даже возможность самим проиграть на флейте понравившиеся мелодии.  — Дети на компьютере играют мелодии?  — Да, с помощью мыши и клавиатуры. Сами составляют музыкальные фрагменты, можно свою мелодию сочинить. Есть киберсинтезатор, даны сэмплы, из которых можно составить музыкальный отрывок. Даже задать его в определенном стиле — это особенно интересно, когда мы изучаем музыкальные стили. Ребята очень любят различные компьютерные викторины: кто выиграет, компьютер или ученик? Компьютер дает задание: покажи соло, покажи басовый ключ, покажи ноту с точкой, трио, паузу с точкой. Как идет музыка — вверх, вниз. Конечно, никто не заставляет детей сольфеджировать, но как идет мелодия, они должны уметь понять и рассказать. В данном случае показать. В начальном звене популярна игра на запоминание мелодии — своего рода музыкальный диктант в облегченной игровой форме. Например, части мелодии — это кубики, часть кубиков убирается, и на слух, по памяти надо поставить кубики на прежнее место, сложить, как было. Сейчас есть диски, например «Музыкальный класс», на котором собрана вся теория музыки, которая нужна для преподавания в школе. Причем дается она в очень удобной и интересной детям форме.

Мне хочется, чтобы дети слушали русских композиторов и русские песни, потому что западные они и так слышат. Везде и всюду.

И если мы постоянно на уроках используем компьютер, это не значит, что мы не учим песен. Я им так же, как и раньше, играю на пианино, и мы все вместе поем. Но фрагменты симфоний я лучше поставлю с диска, дам послушать, как эта симфония звучит в оркестровом исполнении, а не на пианино. Дети должны понимать, что слушают настоящий музыкальный шедевр! Сегодня ведь не все семьи ходят в театр, точнее, очень немногие. И финансов нет, и времени. И когда дети здесь, на уроке, получают и узнают новое — это приятно! Значит, я смогла хоть немного показать ребенку музыку!

О дисках, собранных Ольгой Ивановной за минувшие три года, стоит сказать особо. По слухам, специальная подборка музыкальных дисков для программы Кабалевского уже вроде бы имеется. Стоит она около девяти тысяч рублей (!), и сейчас изучается спрос, будут школы брать или нет. Сильно сомневаюсь, что воронежские школы раскошелятся, тем более что, как говорят, этот дорогостоящий набор состоит только из необходимых по программе музыкальных фрагментов. А этого, увы, мало.

Диски для своих уроков Ольга Ивановна ищет везде: в Питере и Москве, через друзей и знакомых, сама — в воронежских магазинах и на рыночных развалах, через учеников и друзей учеников в других городах. В итоге у нее уже примерно 75 дисков. Некоторые подобрались сериями по 10-12 штук: «Великие композиторы», «Шедевры этнической музыки», всевозможные энциклопедии. Например «Театр и балет», где на одном диске — содержание всех самых популярных мировых опер и балетов, с фрагментами из спектаклей. Подборка образовательных дисков — «Картинки с выставки», «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Снежная королева», «Карнавал животных» Сен-Санса. И все это богатство и разнообразие находит отражение в ее уроках.

Пожалуй, каждый из них можно назвать авторским уже хотя бы потому, что ход и содержание урока ей пришлось продумать и расписать заново — с использованием компьютерных технологий. Поначалу было очень трудно, приходилось готовиться к уроку до глубокой ночи: составлять презентации, складывать фрагменты из дисков в единое целое, продумывать последовательность и пропорцию между игровыми моментами и музыкальными. Выяснилось, что с использованием компьютера на уроке остается больше свободного времени, а значит, больше песен можно выучить.

Урок, на котором мне посчастливилось побывать у Ольги Ивановны, тоже закончился песней. Точнее, двумя — «Три белых коня» и «Песня маленького мамонтенка». Мальчишки и девчонки пели стоя, считывая слова с экрана, а учительница медленно прохаживалась между рядами, наклонялась то к одному, то к другому ребенку — слушала каждого. А после урока, выставив никак не меньше десятка пятерок, объясняла мне всю прелесть караоке для уроков музыки:  — Это очень удобно. Я могу подойти к любому и послушать, правильно ли он интонирует. А потом выставить ему оценку. Если я чувствую, что мелодия не идет, например, когда песня новая, то я останавливаю музыку, и мы пропеваем интервалы. Сейчас за четверть мы в каждой параллели успеваем разучить по 8-10 песен! А сиди я за пианино и играй, мы никогда не смогли бы столько выучить.

Караоке она устанавливала сама, и программу с купленного диска, и плейер. А потом собрала в компьютерной памяти множество песен, которые нравятся ребятам и которые они с удовольствием поют. Что это за песни? «С чего начинается Родина?» и «Город золотой», «Маленькая страна» и «Что такое осень», «Большой секрет для маленькой компании» и «Музыка нас связала»...

Вообще современным ребятишкам нелегко угодить. И еще труднее общаться с ними на одном языке, тем более когда он — музыкальный. У Ольги Ивановны Честной это получается.

Воронеж

Татьяна МАСЛИКОВА

 Версия для печати
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1166

 

Категорія: Музика | Додав: campanella (11.02.2010)
Переглядів: 2004
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Copyright MyCorp © 2016