Игра наряду с трудом и учением — один из основных
видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По
определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры
невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В
том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна
перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших
поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра
находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: — в
качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета; — как элементы (иногда весьма существенные) более
обширной технологии; — в качестве технологии урока (занятия) или его
фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); — как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница»,
«Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей
педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам
игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр В первую очередь следует разделить игры
по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные
(умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического
процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие,
социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г)
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие
группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные»,
правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые
сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия
игры и возникающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов;
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По
содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические,
химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические),
строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,
танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения),
шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию
«вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают:
военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию,
этнографические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными
средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования
и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы
следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор;
театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты,
вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания,
противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды,
игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады;
игровые аукционы и т.д. Особенности игровых технологий Все следующие за
дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст — учебная деятельность,
средний — общественно полезная, старший школьный
возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а
продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Игровые технологии в
дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни,
знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю
сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает
ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая
функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на
другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их
культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную
деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном
периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой
деятельности учения. Технология развивающих игр московского педагога-новатора
Бориса Павловича Никитина Программа игровой деятельности состоит из набора
развивающих игр, которые при всем своем разнообразии имеют общую идею и
обладают характерными особенностями. Каждая игра — это набор задач,
которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин
предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори,
уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни,
«точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети
играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками,
пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе
строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме — в виде модели, плоского
рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции — и
таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи
имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему
малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес
в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в
играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е.
развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все
объясняется и где формируются в основном только исполнительские черты в
ребенке. Методические советы Бориса Никитина Ребенку не навязывается никакая
определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен
выбирать сферу деятельности. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается
в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в
дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Перед ребенком ставятся
задачи, которые постепенно усложняются. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен
иметь возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с
заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно
оставить эту игру. Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил
интерес к игре, нужно ее на время отложить. Решение задачи предстает перед
ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка,
узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде
видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с
«решением» и самому проверять точность выполнения задания. В развивающих
играх — в этом и заключается их главная
особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения
от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности
самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка»
своих возможностей. Это позволило решить сразу несколько проблем, связанных с
развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для
развития творческих способностей с самого раннего возраста; их
задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается
наиболее успешно; развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему
содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают
атмосферу свободного и радостного творчества. Игровые технологии в младшем
школьном возрасте Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно
вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками,
появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание
проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная
ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности
составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в
условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае
ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в
имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила»
имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя,
который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего
действия. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как
учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через
обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как
моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели
принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся
совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной)
модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале
педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и
закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на
развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память,
внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических
игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от
целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими
упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие
умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать,
сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать
реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой
сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает
активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых
технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной
школы. В отечественной педагогике имеется немало таких игровых технологий («Сам
Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника
Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное
содержание обучения. Продолжение следует