Голос 3 - Основи педагогічної майстерності <!--if(Основи педагогічної майстерності)-->- Основи педагогічної майстерності<!--endif--> - Каталог файлів - pedagogika

 



  Фото для тебе :)
Презентації для дітей
  Сайт для вихователів
ПЕДАГОГІКА
Українські пісні

Студенту и школьнику
Учитель географії
Белый каталог сайтов Видавництво «Шкільний світ»

E-mail:
Пароль:
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0




ПЕДАГОГІКА
Каталог файлів


Головна » Файли » Основи педагогічної майстерності » Основи педагогічної майстерності

Голос 3
11.02.2010, 01:10

8.ТОН ГОЛОСА.

   Подобно другим идеалам красоты, культуры и хороше­го тона, то, что вы называете "приятным голосом", явля­ется лишь вашей достаточно субъективной оценкой. Не существует стандартной оценки того, что должен пред­ставлять из себя хороший, а что плохой тон голоса. То, что один человек считает "богатым" голосом хорошо обра­зованного человека, другой сочтет напыщенным и при­творным. Некоторым людям нравятся "натренированные" голоса, другие же считают их искусственными. Конечно, здесь многое зависит и от того, насколько хорошо они натренированы.  Высота тона голоса зависит и от произношения. На­пример, в валлийском произношении используется тра­диционная мелодика, в стандартном английском более узкий диапазон. Высоту звуков речи можно графически изображать в нотной нотации, как музыку, и доминирую­щая модель звучания будет влиять на впечатление, кото­рое ВЫ производите в беседе. Возьмем, например, такое простое выражение как "Не могли бы вы сделать мне одол­жение?" Его можно произнести и с подъемом, и с падени­ем на окончании фразы. В одном случае она прозвучит как вопрос, в другом будет чувствоваться уверенность, что услуга, о которой просят, будет оказана. Если часто использовать интонацию с подъемом, это будет восприни­маться так, словно Вы хотите услышать подтверждение.

 

9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА

 На тон голоса влияет и резонансный баланс, то есть про­странство тела, по которому движутся звуковые волны, осо­бенно грудь, горло, нос, лицо и рот. Размер этих органов и то, до какой степени они используются при передаче звука, оказывает такое же влияние

-15-

 

на качество произносимых зву­ков, как, например, размеры скрипки и виолончели на тембр инструмента. Изменение резонансного баланса созда­ет иллюзию изменения тона голоса. Например, Маргарет Тэтчер во время выступлений часто использует резонанс в задней части горла, что делает ее го­лое более красивым и создает впечатление, что он ниже, чем на самом деле. Чтобы добиться такого изменения голо­са, как у нее, необходимо много упражняться.

  Часто качество голоса изменяется, когда вы простужа­етесь. Когда нос заложен, звуки не могут проходить через него. Многие из тех, кто живет в городских районах, где уровень загрязнения высок, сталкиваются с противопо­ложным явлением: слишком много звука выходит через нос, и голос звучит резко и с носовым оттенком. Суще­ствует простой способ проверить, не являются ли издава­емые вами звуки чрезмерно носовыми. Возьмите слово, в котором есть и носовые звуки, и гласные, например"мина" и сначала произнесите его нормально, а потомзажав нос. Если при этом качество гласных значительно изменится, значит, вы произносите их скорее через нос, чем через рот. Произнесите слово медленно, осознанно выговаривая "м" и "н" через нос, а гласные через рот. Полезно потренировать верхнее небо, так как недостаточ­ная его подвижность также способна придавать звукам носовой оттенок.        

 

Если вы всегда говорите тихо, будете производить впечатление застенчивого чело­века. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать. Если у вас все в порядке с дыханием и артикуляцией, то и голос вряд ли подведет. Правда, иногда возможны чисто психологические препятствия. Бывает, что человек настолько застенчив или замкнут, что просто не хочет, чтобы его голос был кем-либо услышан. В таких случаях требуется помощь психолога.  Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в незавидном положении сидеть в ресторане рядом со скучнейшим человеком, у которого к тому же навязчиво громкий го­лос?

 

-16-

Слишком громкая речь или же речь, громкость кото­рой постоянно находится на одном и том же уровне, созда­ют впечатление, что человек кажется подавляющим и  нечувствительным к реакции окружающих. Бывает, что говорят слишком громко по причине глухоты. Если у вас от природы громкий голос и четкая речь, вы можете эффектно использовать понижение громкости. Когда произносите важную фразу либо говорите о чем-либо, с чем у вас связаны сильные чувства, временное, контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам - это хороший способ привлечения внимания.

 

10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ ГОЛОСА

   Вот некоторые рекомендации:

·     Чтобы голосовой аппарат не уставал, уделяйте вни­мание дыханию и артикуляции: эти аспекты дают вашей речи энергию;

·     Если ваш голос часто становится хриплым либо вы испытываете боль, когда говорите, прежде, чем начать работать над голосом или речью, нужно про­консультироваться у специалиста;

·     Профессиональные певцы часто избегают употреб­лять молочные продукты перед серьезными выступ­лениями, так как они способствуют удалению сли­зи, которая покрывает голосовые связки и делает голос менее чистым.  Как и к любому другому тела,  к голосовому аппарату нужно относиться с уважением, он также услуживает отдыха. Профессиональные актеры разогревают" свой голос перед особенно сложны­ми фрагментами роли, а затем "охлаждают" его, проделывая специальные упражнения на успокое­ние. На голос отрицательно влияет чрезмерное употреб­ление алкоголя. Курение основной из факторов, вызывающих рак гортани. Если много съедать на ночь, отрыгиваемая из желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будет хриплым;

·     Сухой воздух, использование кондиционера и центрального отопления отрицательно влияют на голос. При необходимости можно купить увлажнитель воздуха.

-17-

Особенно сильно напрягать голос приходится в жаркой дымной атмосфере в местах, где     много шума, например, в самолетах, в барах и на     вечеринках.

 

11.СИЛА ГОЛОСА

В речеведении понятия "сила" и "громкость" голоса не являются тождественными. Сила звука - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

 

Речь  лучше слушается благодаря правильно подобранному темпу, уместным паузам, разработанной артикуляции и так называемой полетности голоса.

 

-18-

Более того, сильное повышение громкости подавляет более тонкие, качественные параметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок. В этой связи вспоминается процитированный в "Записных книжках К.С.Станиславского совет, данный одним старым актером молодой дебютантке, говорившей все время на сцене громче, чем положено, из-за боязни, что ее не услышат: "Не голос усиляй - может пропасть правда, говори реже... Как бы ни был силен голос, он должен быть ниже той силы, которая его оживляет".

Кроме выше перечисленных причин (ситуации общения, цели) громкость голоса должна зависеть от содержания речи. Если вы рассказываете о грозе, громе, о событиях, наполненных громкими звуками, военных действиях, то вряд ли уместно использовать тихий голос. Если же вы описываете тихую летнюю ночь, шелест деревьев и шорох листьев, то в этом случае голос усиливать нельзя.

12.УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Ауканье

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".

Вьюга

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

 

-19-

Гудок паровоза

Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Маленькое привидение из Вазастана

Вспомним повесть А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: "У-у-у".

Пожарная машина

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".

Пионерский горн

Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту". ("Вставай - вставай, кровати заправляй!") А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.

13.УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ

1. Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?

***

Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
–20-

 

Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.

Л.Яхнин

***

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!

С.Маршак

***

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

А.Барто

-21-

Категорія: Основи педагогічної майстерності | Додав: campanella
Переглядів: 1265 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Copyright MyCorp © 2016